Настоящее и будущее дорожного освещения: мнения экспертов
Качественное освещение автодорог обеспечивает комфорт и безопасность участников дорожного движения. Чтобы добиться максимальной безопасности, вопросы, связанные с оптимизацией освещения того или иного дорожного участка, начинают решаться еще на стадии проектирования. Исходя из характеристик объекта, специалисты выбирают тип осветительной системы, виды опор (столбов, мачт, тросов) и светильники с подходящими параметрами. Разобраться в тонкостях темы нам помогут ведущие российские эксперты, по роду деятельности связанные с дорожным и магистральным освещением.
Какие материалы используются для изготовления опор освещения? Какими нормами регламентируется их производство и эксплуатация?
Вадим Дадыка, генеральный директор ООО «АтомСвет Энергосервис»:
Сегодня наиболее распространены металлические опоры освещения, но стальные многогранные опоры – самый перспективный вариант в плане экономии материала. Для производства таких столбов используется листовой прокат толщиной 3-4 мм. Конструктивные особенности опоры зависят от ее размера – столбы высотой более 12,5 метров изготавливаются составными. Крепежный кронштейн для светильников выполняется из металла и фиксируется на расчетной высоте болтами. Выбирать тот или иной вид опор нужно в соответствии со СНиП СН 541–82, где прописаны Технические правила по экономному расходованию основных строительных материалов.
Ильнур Курмаев, директор ООО «Торговый дом «ФЕРЕКС» (российский завод-производитель светодиодных светильников «ФЕРЕКС»):
Наша компания специализируется на изготовлении светильников, поэтому я не буду приводить перечень нормативных документов, регламентирующих производство опор освещения. Но могу сказать точно, что для изготовления опор рекомендуется использовать качественную сталь.
Олег Иванов, ведущий инженер-конструктор ООО «ПКФ «Промснабресурс»:
Сегодня не существует единого документа, подробно регламентирующего процессы производства опор для наружного освещения. Свод правил «СП 16.13330.2011. Стальные конструкции» содержит общие требования к изготовлению данного вида светотехнического оборудования, а специализированные стандарты приходится искать в узкопрофильных документах. Стоит отметить, что современные заводы руководствуются не только общей нормативной базой, но и внедряют собственные ТУ, которые разрабатываются на основе и научных данных, и практического опыта. Таким образом, трубчатые и граненые опоры и мачты освещения изготавливаются в соответствии с требованиями, оптимальными для каждого конкретного проекта.
Какие уличные и магистральные светильники наиболее эффективны с точки зрения современных требований?
Дмитрий Ходырев:
Оптимальные магистральные светильники – это эргономичные и удобные в обслуживании приборы с хорошей защитой от внешних факторов, с минимальным световым загрязнением, с такими кривыми светораспределения, которые подобраны под конкретный объект и обеспечивают максимальный КПД осветительной установки.
Я намеренно не принимаю ни одну из сторон активно навязываемой борьбы между натриевыми и светодиодными магистральными светильниками. По моему мнению, этой борьбы не существует. Есть просто свобода выбора.
Алексей Барулин:
Самыми эффективными для автодорог и развязок являются натриевые светильники ЖКУ, излучающие характерный желтый свет. Вблизи железных дорог лучше использовать галогенное освещение, которое дает больше яркости. Светодиодные светильники пока еще относятся к новым видам освещения. Теме не менее, они имеют ряд весомых преимуществ перед другими видами осветительных приборов. Например, экономичное использование энергии – LED-светильник с резонансным источником питания и натриевая газоразрядная лампа имеют сопоставимые показатели световой отдачи (120 лм/Вт). Среди других достоинств светодиодных осветительных приборов могу выделить высокую надежность, устойчивость к вибрации и механическим повреждениям.
Ильнур Курмаев:
Наиболее энергоэффективные источники света – это светодиоды. При использовании в светотехническом оборудовании они преобразуют энергию электрического тока непосредственно в световое излучение. Для сравнения в лампах накаливания 95% потребленной энергии выделяется в виде тепла и лишь 5% преобразуется в свет. Таким образом, по своей эффективности LED-светильники намного превосходят аналоги с лампами ДРЛ и ДНаТ. Приведу пример: наш светильник ДКУ мощностью 130 Вт дает световой поток в 16 000 лм, и при этом его энергопотребление в 3,5 раза ниже, чем у классического светильника РКУ с лампами ДРЛ400. При замене всего лишь 50 традиционных светильников на энергосберегающие годовая экономия составит около 250 000 рублей (при 12-часовом режиме работы и тарифе 3,35 рублей за кВт/ч).
Помимо снижения затрат на оплату электроэнергии применение светодиодного освещения позволяет высвободить дополнительные электрические мощности.
Вадим Дадыка:
Сегодня в дорожном освещении наиболее часто применяются светильники с натриевыми лампами. Однако, лампы ДНаТ не самый оптимальный вариант и с точки зрения экономии электроэнергии, и в плане качества освещения (оранжевый цвет ламп искажает цветопередачу). В последнее время на городских улицах и скоростных магистралях все чаще встречаются светодиодные светильники. Такая тенденция – не случайность: светодиодные осветительные приборы характеризуются самым экономичным энергопотреблением – показатель светоотдачи составляет более 100 лм/Вт. Кроме того, цветовой спектр их излучения максимально приближен к естественному свету.
Сегодня многие крупные производители светодиодной светотехники имеют опыт по реализации проектов дорожного LED-освещения. К примеру, в 2014–2015 гг. компания «АтомСвет Энергосервис» реализовала проект по освещению федеральной трассы М-55 «Иркутск – Улан-Удэ – Чита». В общей сложности для организации дорожной осветительной системы понадобилось 523 светильника AtomSvet Plant 03-100-140 мощностью 140 Вт со световым потоком в 13 600 лм. Эти светильники обеспечивают не только качественное наружное освещение и экономичное потребление энергии, но и обладают отличными эксплуатационными характеристиками. Например, светильники серии Plant имеют высокую степень пыле- и влагозащиты (IP67) – при таком показателе срок эксплуатации приборов наружного освещения значительно увеличивается. Кроме того, наши светильники имеют легкий вес (6,4 кг) и оказывают на опоры гораздо меньшую нагрузку, чем осветительное оборудование других производителей.
Уличные LED-светильники торговой марки «АтомСвет» могут интегрироваться с АСУНО (автоматизированными системами управления наружным освещением). В частности, с АСУНО «Кулон» (разработчик «Сандракс»), которые наиболее часто применяются в системах освещения отечественных дорог. Дополнительную экономию электроэнергии дает сочетание автоматизированных систем управления и светодиодных светильников с функцией диммирования (изменения яркости светового потока). В настоящий момент компания «АтомСвет Энергосервис» работает над реализацией именно такого проекта для ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» – новая система дорожного освещения будет оснащена диммируемыми светильниками под управлением автоматизированной системы «Кулон-Д».
Андрей Анисимов:
Самые эффективные приборы для освещения автомобильных магистралей – это светодиодные светильники, а также светильники с газоразрядными лампами и ЭПРА (электронным пускорегулирующим аппаратом). Оба вида светотехники оптимизируют энергопотребление и позволяют регулировать интенсивность освещения.
Среди главных критериев выбора оборудования для дорожного освещения можно выделить степень загрязнения окружающей среды «паразитным» светом (Light pollution). Чтобы уменьшить уровень светового загрязнения, для освещения дорог следует использовать светильники с плоским стеклом.
Олег Иванов:
Специалисты ПФК «Промснабресурс» придерживаются мнения, что светодиодные светильники – самый прогрессивный тип светотехники на сегодняшний день. К наиболее весомым преимуществам данных приборов относится низкое потребление энергии и долговечность. Однако из-за высокой стоимости и, как следствие, длительного срока возврата инвестиций, качественные LED-светильники далеки от массового использования – многие потребители покупают дешевые аналоги и разочаровываются, а репутация светодиодного сегмента рынка снижается. Но мы верим, что класс LED-светильников ожидают большие перспективы.
Андрей Толстиков:
Несомненно, светодиодные светильники соответствуют самым современным требованиям к освещению автодорог. Причем среди главных достоинств осветительных LED-приборов можно выделить не только энергоэффективность (экономичное потребление энергии, низкие затраты на обслуживание и высвобождение мощностей), но и качественное освещение, снижающее уровень аварийности и повышающее безопасность дорожного движения. В сравнении с традиционными светильниками с лампами ЛРЛ и ДНаТ светодиодная светотехника дает белый свет, который хорошо воспринимается глазом и улучшает дорожную видимость. Кроме того, LED-светильники обладают качественной цветопередачей и не меняют естественные цвета объектов.
Альберт Садреев:
Основными дорожными светильниками являются приборы с лампами ДНаТ. Натриевые ламы эффективны, но обладают рядом недостатков. Главный из них – низкая цветопередача (около 25 Ra). Показатель эталонной цветопередачи составляет 100 Ra (солнечный свет) и приближаются к этому эталону лишь светодиодные светильники, у которых индекс цветопередачи находится на уровне 75–80 Ra, а это в 3 раза выше, чем у осветительных приборов с натриевыми и люминесцентными лампами.
Второй недостаток – при минусовых температурах (от -25°C и ниже) натриевые лампы разгораются с задержкой, а это увеличивает энергопотребление светильников. Для сравнения светодиодные светильники включаются мгновенно при любых температурных режимах, что особенно актуально для климатических условий нашей страны.
Еще один негативный момент – это неравномерная КСС (диаграмма распределения света) светильников с лампами ДНаТ. В итоге приборы освещают «лишнюю» территорию. Светодиодные светильники с широкой КСС распределяют освещенность более равномерно. Их световое пятно падает не только под опоры, но и захватывает пространство между ними.
Какие факторы препятствуют масштабному внедрению современных технологий и систем освещения на объекты российской транспортной инфраструктуры?
Вадим Дадыка:
Я выделю два основных фактора, которые препятствуют массовой модернизации дорожного освещения в нашей стране. Это инертность проектировщиков и высокая стоимость светодиодного осветительного оборудования. И последний фактор имеет ключевое значение, особенно в условиях экономического кризиса.
Ильнур Курмаев:
Еще несколько лет назад светодиодное осветительное оборудование являлось новинкой, стоило гораздо дороже традиционной светотехники, внедрялось точечно и с большой осторожностью. Однако сегодня мы наблюдаем совершенно другую ситуацию. Программы энергосбережения внедряются на государственном уровне – правительство меняет требования к энергоэффективности источников света и вводит запрет на использование устаревших ламп. Многие представители бизнеса уже оценили преимущества светодиодных осветительных систем – экономию электричества, снижение затрат на обслуживание, высокое качество освещения, обычную утилизацию. Кроме того, наши LED-светильники по качеству и надежности ни в чем не уступают зарубежным аналогам, зато имеют более доступную цену.
Альберт Садреев:
Нет худшего препятствия для внедрения новых технологий, в том числе в области освещения, чем консерватизм в принятии решений. Даже глядя на светодиодные светильники со знаком качества ГОСТ и 6-летним испытательным сроком в условиях отечественных трасс, многие руководители не спешат отказываться от привычных осветительных приборов. Главной отговоркой консерваторов является более высокая стоимость инновационной светотехники, а ее большой рабочий ресурс оставляется без внимания.
Также причиной отказа от модернизации может стать элементарная нехватка финансирования. Такие случаи нередки, если в проект дороги были заложены неверные параметры или неактуальные цены. Освещение чаще всего финансируется по остаточному принципу. Такой подход в корне неверен, ведь дороги относятся к наиболее сложным сферам освещения и требуют детальной проработки осветительных конструкций, оптики и других нюансов. Кроме того, безопасность всех участников дорожного движения во многом зависит именно от качества освещения.
Но не все так плохо – сегодня Россия входит в число лидеров по оборудованию трасс светодиодными осветительными системами.
«Видеть и быть увиденным» – один из основных принципов дорожной безопасности. Какой вклад в реализацию этого принципа вносит ваша компания?
Андрей Анисимов:
Компания «Абакус Инжиниринг» выполняет все нормативные требования при проектировании осветительных систем, использует качественные источники света и строго контролирует все этапы реализуемых проектов. Наша продукция подвергается обязательному тестированию и проходит проверку качества, а при разработке новых изделий мы соблюдаем действующие стандарты и учитываем положительный опыт европейских стран. Благодаря такому подходу мы можем гарантировать надежность и безопасность светотехнического оборудования.
Дмитрий Ходырев:
Как производители светильников и опор мы прикладываем максимум усилий для решения главной задачи – создать надежный и безопасный продукт с адекватной ценой. Мы вкладываем качественные и эффективные инструменты в руки проектировщиков, архитекторов и других специалистов, обновляющих инфраструктуру нашей среды обитания.
Альберт Садреев:
Как реалисты мы понимаем – светильника, идеально вписывающегося в любой проект освещения, нет и не может быть. Но отдел разработок и светотехническая лаборатория компании LEDEL – те места, где создаются светильники, идеальные для того или иного участка трассы. Наши приборы наружного освещения имеют повышенный уровень цветопередачи, увеличивают контрастность и дистанцию визуального восприятия дорожных объектов. Например, под светом натриевой лампы даже ярко-красная куртка пешехода станет коричнево-серой и сольется с окружающей средой. Светодиодные светильники полностью решают эту проблему и существенно повышают безопасность дорожного движения.
Олег Иванов:
Продукция ПКФ «Промснабресурс» говорит сама за себя: наше светотехническое оборудование встречается на многих объектах российской дорожно-транспортной инфраструктуры. Мы используем лучшие материалы и технологии и практикуем ответственный подход к любому рабочему процессу.
Ильнур Курмаев:
Качественное дорожное освещение – залог безопасности дорожного движения. Наши светодиодные светильники обеспечивают равномерное освещение дорожных участков любой сложности, отличаются высоким индексом цветопередачи и не имеют стробоскопического эффекта (коэффициент пульсации не превышает 1%). Благодаря таким характеристикам, светильники «ФЕРЕКС» обеспечивают качественное освещение дорог и способствуют снижению числа аварий. Приведу пример: около года назад дорожно-транспортные сети города Менделеевск были модернизированы при помощи светильников ДКУ. Проанализировав показатели дорожного травматизма, городская администрация пришла к выводу, что благодаря улучшению освещенности дорог количество ДТП снизилось в разы, в том числе на пешеходных переходах. Я уверен, светодиодное освещение способно внести существенный вклад в повышение комфорта и уровня безопасности российских дорог.
Вадим Дадыка:
Цель компании «АтомСвет Энергосервис» – развитие сегмента наружного освещения за счет повсеместного внедрения LED-технологий. Использование светодиодных светильников улучшает видимость на дорогах, снижает зрительную утомляемость водителей и, как следствие, сокращает число аварийных ситуаций.
Благодарим экспертов за подробные и яркие ответы, наполненные энергетикой перспектив и возможностей. Несмотря на некоторые расхождения во мнениях, специалисты сходятся в главном – в необходимости обеспечить российским дорогам комфортное и безопасное будущее.
избранное | поделиться |